Общероссийский профсоюз работников культуры

Реестр региональных отраслевых соглашений Информация регионов Информация регионов

15.04.2024 

На рабочей группе РТК поддержаны изменения об особенностях расследования несчастных случае на производстве

Читать подробнее


10.04.2024 

РАССЫЛКА ГАЗЕТЫ "СОЛИДАРНОСТЬ"

Читать подробнее


03.04.2024 

3 апреля в Москве в Доме Союзов открылся XII съезд ФНПР, официальные мероприятия которого завершатся 5 апреля

Открыть документ

20.03.2024 

XXIII отчетно-выборная конференция Пермской краевой организации ОПРК

Читать подробнее


20.03.2024 

Состоялось заседание рабочей группы по развитию рынка труда и содействию занятости населения

Читать подробнее


13.03.2024 

РАССЫЛКА ГАЗЕТЫ "СОЛИДАРНОСТЬ"

Читать подробнее


Выступление Председателя РПРК Цыгановой С.Н. на Генсовете ФНПР

25 октября 2017 г. г. Москва

 

Уважаемый Михаил Викторович, уважаемый Президиум, уважаемые члены Генсовета!

 

Сегодня на заседании Генерального Совета ФНПР мы рассматриваем очень важную для профсоюза тему: о наших действиях в условиях текущей социально — экономической ситуации, чтобы определить: какие новые задачи перед собой поставить и какие задачи необходимо продолжить решать в предстоящем периоде.

На примере отраслевого профсоюза работников культуры хотелось бы остановиться на проблемах, которые заботят бюджетников сегодня.

Прежде всего — это Защита принципов достойного труда.

В своем выступлении Любовь Юрьевна Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ отметила, что с принятием федерального закона № 131 от 06.10.2003г. изменился порядок финансирования и содержания бюджетных учреждений. Они стали федеральными, региональными и муниципальными.

Почему Любовь Юрьевна комментировала положение дел по зарплате только образования и здравоохранения и ни слова не было сказано о культуре? Да потому, что по сути говорить о реальном увеличении зарплат работников культуры на самом деле не приходится. Из 23 тысяч государственных учреждений культуры более 19 тысяч — муниципальные. А мы знаем, как финансируются муниципалитеты и насколько ограничен их бюджет.

В этих условиях выполнение майских указов Президента РФ от 2012 года (реальное увеличение заработной платы, своевременная ее индексация) для бюджетников оказалось сложным. Все исходит от того, что в связи с перераспределением полномочий органов власти по 131-му закону муниципалитеты урезают финансирование на культуру.

Отмечая рост уровня средней зарплаты работников культуры по сравнению с 2012 годом на 84,5%, что составляет немногим больше 28 тысяч рублей или 84,0% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности за первое полугодие 2017 года (9 месяцев Росстатом еще не готово) обращаем внимание на то, что рост зарплаты в отрасли обусловлен не столько увеличением реальной оплаты труда, сколько ростом нагрузки на одного работника, а также механизмом расчета заработной платы, исходя из полной ставки, в то время, как абсолютное большинство работников учреждений культуры (особенно на муниципальном уровне) работает на условиях неполной занятости. В настоящее время более 60 процентов окладов работников государственных учреждений культуры ниже МРОТа и составляют в структуре заработной платы менее 50 процентов.

Одним из источников финансового обеспечения повышения уровня оплаты труда работников культуры субъектов РФ продолжает оставаться оптимизация сети учреждений культуры и штатной численности, перевод работников на неполную занятость.

На условиях неполного рабочего времени работают: в республиках: Карелия —32,6%, Мордовия — 31,7%, в Забайкальском крае — 31% работников библиотек, в областях: Астраханской — более 50% (в сельской местности). Наиболее остро стоит проблема неполной занятости работников культуры на муниципальном уровне (0,5, 0,75, 025 ставки в Оренбургской Тверской, Брянской и Саратовской областях). Не имея достаточно финансовых средств — работники выходят из профсоюза. Потому что 1% взносов в такой ситуации — это для работника уже много.

Только за I полугодие 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 года среднесписочная численность работников учреждений культуры сократилась почти на 10 тысяч чел.

Мониторинг, проводимый Профсоюзом свидетельствует о снижении в ряде случаев размеров оплаты труда.

За 2016 год снижение заработанной платы по сравнению с 2015 годом произошло в 4 субъектах РФ: в Смоленской области, Республике Коми, Кабардино — Балкарской Республике, Алтайском крае.

Анализ показывает, что в субъектах РФ фактически приостановлено выполнение майских указов.

И здесь мы также вынуждены констатировать не исполнение Правительством РФ нормы Указа № 597 от 07.05.2012г. об утверждении базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников.

В связи с тем, что в 2018 году завершается период реализации майских указов Президента РФ в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и дальнейшее повышение заработной платы не планируется, а предполагается лишь сохранить достигнутый уровень заработных плат, считаем необходимым подготовить предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы, обеспечить их широкое обсуждение с профессиональным сообществом, научной общественностью с целью последующего представления в Правительство РФ.

Мы поддерживаем предложение ФНПР о принятии в кратчайшие сроки правового акта, устанавливающего базовые оклады по ПКГ на уровне не ниже МРОТа, проведении мероприятий, связанных с формированием системы оплаты труда бюджетников и готовы вместе с отраслевым министерством дать свои предложения.

Российский профсоюз работников культуры выражает серьезную обеспокоенность в связи с усиливающейся тенденцией принятия решений в субъектах РФ о снижении размеров компенсации расходов и ухудшении условий предоставления компенсаций на оплату жилья, отопления и освещения педагогическим работникам системы художественного образования и работникам культуры в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Имеются факты, когда законодательством субъектов РФ отдельные категории сельских педагогических работников (в их числе преподаватели ДШИ) и работников культуры фактически лишаются права на получение мер социальной поддержки в зависимости от того, на какой срок заключен трудовой договор или от того, является ли эта работа для них основной либо работой по совместительству и др.

При этом нередко представители власти разных уровней ссылаются на сокращение доходов соответствующих бюджетов, их дефицитность, а также необходимость выполнения обязательств по оздоровлению финансовой системы региона в обмен на получение дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе бюджетных кредитов.

Примером может служить Республика Северная Осетия — Алания.

2. Развивать социальный диалог на всех уровнях власти для нас является ключевой задачей.

И здесь мне хотелось отметить, что, выстраивая систему социального партнерства в целом, ФНПР делает основной упор на коллективный договор.

Вместе с тем, в малочисленных организациях (в отраслевом Профсоюзе их большинство), где нет своей бухгалтерии, а председатель первичной организации работает на общественных началах и полностью зависит от работодателя, а тот в свою очередь — от учредителя, коллективный договор мало чем может помочь работникам. Кроме того, требует изучения вопрос взаимодействия учредителя и работодателя в части организации социального диалога и подписания соответствующих соглашений. Почему?

Потому что работодатель ограничен в средствах, направляемых учредителем на выполнение госзадания и строго регламентирован в распределении финансовых средств. О каких дополнительных гарантиях может идти речь в бюджетной организации?

В бюджетной сфере, где существует многоуровневая система управления, гораздо большую роль играют отраслевые Соглашения на региональном и муниципальном уровне. Однако, в Трудовом кодексе Российской Федерации в отношении этих документов нет такой ясности, как по коллективному договору.

Предлагаем обратить особое внимание на развитие отраслевой системы социального партнерства на уровне регионов и муниципальных образований.

Очень быстро меняется рынок труда. Появляются новые виды занятости, меняются трудовые отношения. Становится очевидным, чтобы успешно провести переговоры с социальным партнером — необходима серьезная подготовка.

И в этой связи предлагаем совершенствовать профессиональные навыки профсоюзных работников всех уровней, в программе повышения квалификации больше времени отводить тренингам и проведению собеседований по направлениям профсоюзной работы. Профработник

сегодня — это психолог и дипломат. Сегодня нужны качественные коллективные переговоры.

3. Наращивать мощь профсоюзов

Сегодня очень важно для нашего Профсоюза — привлечение работников, не занятых в учреждениях и организациях культуры, т.е. свободных профессий или само занятых. Это — СМИ, аудиовизуальная сфера, телевидение, писатели, художники, сценаристы, продюсеры, внештатные работники и др. Для этого требуется получить юридическое право на объединение в организации и далее — в профсоюзы. Но как это сделать? На сегодня проблема не рассматривается, а ведь это своего рода потенциал увеличения профсоюзного членства.

Стратегия коллективных переговоров по привлечению молодежи в профсоюз сегодня актуальна как никогда. Старение кадров в регионах имеет место быть. Резерв формируется большей частью формально.

С целью организационно — финансового укрепления Профсоюза в сентябре т.г. на очередном Президиуме ЦК РПРК принято решение о проведении комплексных проверок членских организаций для изучения положения дел на местах, оказания методической и практической помощи, изучения положительного опыта работы.

 

Благодарю за внимание!